Пернатые гости

в Детско-юношеском центре

г. Челябинска

С наступлением холодов оседлым птичкам, обитающим рядом с нами, становится очень трудно добывать себе пищу. Насекомые спрятались, зерновые убраны, семена деревьев и цветов разнёс ветер, смели дворники. Зимой снег покрывает землю и даже скудный осенний рацион для многих птиц оказывается недоступен. Они перемещаются в города, поближе к людям, в надежде поживиться семечками, хлебными крошками, пищевыми отходами, выбрасываемыми человеком. Однако, порой, этого корма недостаточно для поддержания нужной температуры тела и птицы могут замерзнуть. В наших с вами силах этого не допустить.

В этом году на территории Детско-юношеского центра множество красивых птиц, нуждающихся в нашем внимании. Их всегда можно встреть в утренние часы, приходя на работу. Педагоги и обучающиеся уже смастерили 2 скворечника и 4 кормушки и развесили их на ветвях деревьев. Подсыпая туда регулярно семечки, кусочки сала, мы можем накормить птиц и тем самым помочь им перезимовать и пережить холода без потерь. А они с удовольствием отблагодарят нас своим весёлым щебетом, чириканьем и красотой.

Прямо Школа Чародейства и волшебства Хогвартс у нас нынче!

Сирота Д.В., методист ДЮЦ

 

14.08.2023.

Тополь - наш друг!

Под окнами нашего любимого  Детско-юношеского центра растут красивейшие тополя. Трудно переоценить санитарно-гигиеническое значение этих деревьев!

Много лет они украшают фасад нашего учреждения.

Тополь из семейства ивовых ценнейшая древесная порода, широко применяемая в лесном хозяйстве и зелёном строительстве. Латинское название тополя – популюс – означает “народ”, дерево, всегда живущее рядом с человеком. Можно сказать, что это народное дерево!

Среди наших древесных пород тополя – чемпионы по скорости роста.

Тополь растет с весны до осени, свыше 190 дней. У других древесных пород после прекращения роста в высоту интенсивность фотосинтеза несколько снижается, а у тополя она сохраняется до конца вегетационного периода. Эта порода имеет исключительно мощную корневую систему. Интенсивный фотосинтез, продолжительный период роста на протяжении вегетационного периода, мощные корни и большая крона – вот первопричины быстрого роста тополей, активного накопления органической массы.

Первое место среди зелёных собратьев тополь занимает и по количеству выделяемого кислорода. Подсчитано, что нормально развитое дерево с диаметром ствола 20 сантиметров несет на себе от 70 до 155 тысяч листочков. 400 молодых тополей за летний сезон задерживает 340 килограммов пыли. Тополя выделяют большое количество фитонцидов, поглощают шум.

Играет тополь выдающуюся экологическую роль! Высокие деревья с мощной кроной – отличный барьер на пути воздушных потоков, несущих пыле- и газообразные отходы производства, что очень актуально для такого промышленного города, как Челябинск. Тополь не боится дыма, пыли и газов, отлично чувствует себя на территории промышленных предприятий. Его листья активно поглощают углекислый газ и нейтрализуют вредные химические соединения, выделяют большое количество кислорода (вдвое больше, чем дуб, и почти втрое больше, чем липа), фитонцидов (до 3 г в час с 1 кв. м листьев, или до 300 кг с 1 га тополевого леса). По способности очищать воздух от болезнетворных микроорганизмов тополь, особенно пирамидальный, занимает одно из первых мест среди древесных пород.

За лето взрослое дерево может очистить воздух от 20-30 кг, а по некоторым данным, даже от 50 кг пыли и сажи.

Тополь душистый, а также многие другие виды из этого рода издают весьма приятный и своеобразный запах. После дождя он ощущается за десятки метров от дерева. Немаловажную роль играют тополя и как источники лекарственного сырья. Из почек тополей чёрного и пирамидального готовят мази, отвары и настойки, обладающие противовоспалительным, смягчающим, болеутоляющим и антимикробным действиями. Их используют для лечения ран, ушибов, ожогов и порезов.

Самое главное, необходимо следить за состоянием тополей, чтобы тополя падали не по воле ветра, а только под пилами коммунальных служб.

Тогда эти деревья будут действительно нашими добрыми друзьями!

 

Подтёпина Л.Ф., зав.отделом ДЮЦ

25.07.2022.

Непрерывность эколого-краеведческого образования в МБУДО «ДЮЦ"

       Не секрет, что в каждой образовательной организации, хотелось бы видеть граждан страны, своей малой Родины, поэтому коллектив МБУДО «ДЮЦ» всегда волнуют вопросы, связанные с краеведением, экологией, природоохранной деятельностью.

Наверное, каждый задумывался:

- Почему извергается вулкан?

- Как происходит круговорот воды в природе?

- Можно ли ориентироваться по солнцу в лесу?

- И что есть мир вокруг нас?

Именно при изучении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной и туристско-краеведческой направленностей, обучающиеся  находят ответы на эти вопросы.

Понятно всем, что возрастающее влияние человеческого общества на окружающую природную среду является важнейшей проблемой современности.Одним из путей выхода из экологического кризиса является воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.

В нашем «образовательном доме» мы видим, что одним из направлений воспитания экологически грамотной личности является краеведение и экология. Оно способствует формированию чувства любви к своей малой Родине, уважения к окружающим людям.

На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений деятельности МБУДО «ДЮЦ» является система непрерывного экологического образования, особенностью которой является то, что все дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной и туристско-краеведческой  направленностей, в том числе и программы «летней кампании», изучаются с использованием эколого-краеведческого материала. Работа центра направлена на реализацию главной цели её деятельности – формирование модели выпускника – гражданина и патриота своей страны.

                                                                                                                   А что такое гражданин?

- Отечества достойный сын!

(Н.А. Некрасов)

 Дети 7-10 лет занимаются по ДОП «Юный турист», «Мой край», а обучающиеся 11-18 лет занимаются по программам «Туризм», «Знатоки природы», «Туризм и соревнования», «Юный предприниматель и исследователь». В летний период эколого-краеведческая деятельность осуществляется трудовыми бригадами, воспитанниками ДЮЦ, посещающими летний оздоровительный лагерь на базе нашего Центра и педагогами в рамках конкурса "Цветущий город". Таким образом, содержание обучения создает условие для подготовки обучающихся к выбору профиля дальнейшего образования.

Центр добился больших успехов в эколого-краеведческой деятельности, благодаря использованию интерактивных методов обучения, а именно: организация работы в малых творческих группах и использование творческих  заданий, как основы интерактивного обучения.

Творческие задания (особенно практические, близкие к жизни обучающегося, к его малой Родине) придают смысл обучению, мотивирует обучающихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, соседа по парте, позволяет создать фундамент для сотрудничества, сообучения, обучения всех участников образовательного процесса, включая учителя.

Работа в малых группах – дает всем обучающимся, в том числе и стеснительным, возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Всё это часто бывает невозможно совершить в большом коллективе.

Как писал ещё философ Конфуций:

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Включи меня в действие, и я пойму!»

У каждого педагога в своем арсенале масса замечательных творческих заданий, которые и являются основой интерактивного обучения. В педагогической деятельности коллектив МБУДО «ДЮЦ» использует такие излюбленные формы интерактивного обучения, как:

1. «Гиперболизация» (или «Самый…самый…самый») – выделение объекта познания по принципу  «Самый…самый…самый» (длинный, высокий, мягкий, глубокий, сухой и т.п.), создавая свою книгу Рекордов Гиннеса. Это коллективная форма работы пробуждает мыслительную активность, расширяет кругозор, формирует творческую активность обучающихся.

2. «Проект» – самостоятельное или групповое теоретическое изучение проблемы на протяжении определенного времени, которое заканчивается творческим отчётом.

3. «Путешествие» – изучение темы с помощью картинок, рисунков, ребусов.

4. «Телепередача» – урок (занятие) проходит в виде популярных телевизионных программ («Своя игра», «КВН» и другие).

5. «Аукцион» – публичная «продажа предметов с молотка», где используются вместо денежных средств – знания! (используется при повторении и усвоении знаний с темы).

6. «Экологический бой» (краеведческий, информационный и т.д.) – форма по принципу игры морской бой.

7. «Алфавит»  – предлагается алфавит, где на каждую букву необходимо записать термины, которые изучили по теме, либо записать фамилии ученых, названия морей, горных пород, предметов, находок. Хорошо отрабатывается работа с понятийным аппаратом.

На занятиях в области экологии, краеведения коллектив нередко ставит знак равенства между творческими заданиями и работой в малых группах. Главное условие в интерактивном обучении – забыть на время, что вы педагог. Необходимо проявить интерес, забыть позицию «наверху» и «встать рядом», как ребята начинают творить чудеса!

По итогам трёх последних лет МБУДО «ДЮЦ» имеет следующие результаты деятельности в данном направлении:

- Всероссийские заповедные интерактивные уроки «Дружи с заповедными островами» (участие);

- Всероссийская историческая викторина, посвящённая истории Блокаде Ленинграда «Этот город бессмертный над синей Невой...» (два диплома третьей степени);

- Региональный этап Российского национального юниорского водного конкурса (1 место);

-  Областной фестиваль «Вода на земле» (1 место);

- Муниципальный этап городского конкурса «Удивительный мир природы» (1, 2 места);

- Челябинский и Южно-Уральский молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее - Созвездие - НТТМ» (дипломы 1, 2, 3 степени);

- Международный дистанционный конкурс «Звездный час» (1, 2, 3 места);

- Всероссийский конкурс «95 лет Всероссийскому обществу охраны природы» (участие);

- Городской конкурс на лучший туристско-краеведческий поход, спортивный поход или экспедицию среди обучающихся образовательных организаций города Челябинска (2 место);

Городской смотр-конкурс на лучшее благоустройство и озеленение территорий образовательных организаций «Цветущий город – 2021» (2 место);

 - Областной конкурс туристских походов обучающихся (Региональный этап Всероссийского конкурса туристских походов и экспедиций обучающихся). Номинация Водный поход 2 категории сложности (1 место);

- XVIII региональный открытый Фестиваль экспедиционных отрядов «Наследие», посвященному 85-летию Челябинской области (три вторых места);

- Областной конкурс творческих работ «Знатоки и умельцы Урала» (3 место) и другие.

            Таким образом, непрерывность эколого-краеведческого образования посредством использования интерактивных методов обучения позволяют развивать у обучающихся критическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения и навыки, устанавливать эмоциональные контакты между обучающимися, обеспечивать воспитательные задачи, в результате чего происходит творческое саморазвитие обучающихся и достигаются высокие результаты. 

Сирота Дарья Валерьевна,

методист МБУДО "ДЮЦ"

Территория Детско-юношеского центра украшена несколькими рабатками и клумбами. Также есть посадки и за территорией центра.

В 2021 году высадили на клумбы:

 -ель голубая - 3 шт.;
-пузыреплодник калинолистный – 6 шт.;
-кустарник спирея;
-рябинник рябинолистный – 3 шт.;
-цветы: папоротник, петунья обыкновенная и махровая, бархатцы, амарант. Также на клумбах растут многолетние цветы: пионы, лилейник, ясколка, лилии, ирисы, хризантемы, хоста.

Татьяна Клещёва,

педагог-организатор МБУДО "ДЮЦ"

Лето – это теплый и яркий период в жизни каждого южноуральца. Несмотря на мимолетность жарких дней, горожане стараются сделать их наиболее запоминающимися и красивыми. Педагогам и обучающимся Детско-юношеского центра не чужды эти стремления. Именно поэтому в рамках конкурса «Зеленая планета» в 2019 году родителям, педагогам и детям удалось собрать более 300 сортов цветочных семян этой весной. Ведь известно, что цветы как ничто другое, привносят красоту в нашу жизнь. Победителями конкурса «Зеленая планета» стали: творческое объединение «Задумка» (руководитель – Зайкова Алена Александровна) и вокальный коллектив «Надежда» (руководитель – Москвичева Надежда Геннадьевна). Стоит отметить, что в рамках конкурса собирались не только семена цветов, но рассада. Благодаря такому сплоченному труду, клумбы и рабатки Детско-юношеского центра заиграли красками еще в мае. Судите сами, насколько наши цветы поднимают настроение всем идущим мимо.

Анна Хоц, 

педагог дополнительного образования МБУДО "ДЮЦ"

Во имя жизни и добра, не ожидая славы,
Поймите, что сажать пора цветы, деревья, травы!

А. Коростелева

 

Двор детско-юношеского центра – это лицо организации, её визитка. Так хочется, чтобы здесь было красиво и уютно. Уже многие тысячелетия цветы олицетворяют у людей красоту, радость и совершенство природы. Они дарят каждому тот чудесный мир, попадая в который ощущаешь себя счастливым и любимым.

Поэтому люди всегда старались украсить этими удивительными дарами природы не только праздничные и торжественные дни своей жизни, но и будни, чтобы полнее ощутить радость бытия на Земле.

Похоже, что сама матушка-природа постаралась и одарила нас этими прекрасными созданиями, которые много тысячелетий подряд привносят в нашу жизнь красоту, радость, даря нам хорошее настроение и эмоциональное здоровье в любое время года.

Нашему участку уже более 40 лет. По тропинке в детско-юношеский центр приходят дети тех, кто высадил первые деревья и кустарники на пустыре, который представлял наш участок в первые годы.

Бывшие воспитанники центра, педагоги тех лет преобразили пустырь. Сейчас здесь растут тополя, берёзы, сосны, клён, рябина и другие древесно-кустарниковые и травянистые растения. Они создают уют и прохладу в летний период, встречают осенним многоцветьем воспитанников в сентябрьские дни, изумляют зимними кружевами инея, приветствуют нас первыми листочками весной и радуют всё лето.

Как всему живому, растениям нашего участка, нужно внимание, уход, забота. Ведь за сорок лет биогеоценоз участка нашего центра претерпел значительные изменения.

Наблюдается старение и выпадение деревьев и кустарников. Большая часть травянистого покрова представлена, в основном, злаково-крестоцветными, осочко-разнотравными небольшими участками. Сам участок по границам «оброс» гаражами, импровизированной «автостоянкой», часть зеленой территории была отведена для создания спортивной площадки. Это снижает санитарно-оздоровительное и эстетическое значение для детского социума.

Поэтому все более актуальным становится обращение к элементам ландшафтного дизайна, благодаря которому возможно проведение работ по восстановлению и облагораживанию территорий на новом уровне, увеличению зеленой зоны нашего «приусадебного» участка, чтобы его внешний вид, создавал замечательное настроение, ощущение гармонии с природой, повышал жизненный тонус. А очищенные зелеными насаждениями от вредных примесей пыли, газа и других вредных веществ, воздух и почва, способствовали оздоровлению окружающей среды, где воспитанники занимаются по разным направленностям: физкультурно-спортивной, художественной, социально-педагогической, научно-технической, туристко-краеведческой, естественнонаучной.

Именно поэтому сотрудники и воспитанники МБУДОД ДЮЦ г. Челябинска ежегодно трудятся на своем участке. Мы уверены в том, что красивый, ухоженный вид нашего центра воспитывает в обучающихся чувство прекрасного, вызывает положительные эмоции, поднимает настроение.

Любое начинание, если приложить творческие возможности, фантазию и умелые руки, можно завершить успешно. Объединив усилия педагогов, обучающихся, родителей, можно украсить территорию учреждения, превратить ее в зону труда и отдыха. Что мы и стараемся ежегодно делать.

Постепенно, в течение лета, пространство украшают розовато-фиолетовые пионы, скромно мигают желтыми глазками с белыми ресничками ромашки, а бархатцы четко очерчивают границы цветников и горделиво поднимаются всё выше и выше разноцветные мальвы.

Неоценимую помощь в благоустройстве этим летом оказали наши педагоги и социальные партнёры, которые помогли приобрести рассаду цветочных растений, саженцы сосны. От лица администрации, воспитанников центра и их родителей, выражаем благодарность благотворительному экологическому фонду «Моя планета», педагогу дополнительного образования клуба дзюдо «Лион» – Д.В. Шенерту, образцовому хореографическому коллективу «Феерия» в лице педагогов – М.С. Поповой, Т.С. Сухарниковой, а также педагогу дополнительного образования по спортивным бальным танцам – А.К. Ткаченко.

Но наша работа на этом не завершается, планируется продолжать деятельность по благоустройству территории ДЮЦ, усовершенствовать практико-ориентированный проект по озеленению территории детско-юношеского центра "Зелёный оазис", превратив территорию ДЮЦ в цветущий сад, а может быть, и организовать опытный участок для выращивания рассады. Ведь для центра эта работа имеет важное воспитательное значение!

Помимо привлечения детей к труду, детско-юношеский центр способствует экологическому, патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, привлечению ее к общественно значимой деятельности, организовывает досуг детей, наполненный социально-позитивным содержанием.

Хочется, чтобы наши дети росли в окружении красоты и сами были причастны к ее созданию. Но любуясь цветами, нельзя забывать, что в их красоту вложен огромный труд, причем очень кропотливый, каждодневный, терпеливый, нелегкий.

Мы заботимся о красоте и чистоте нашего центра и прекрасно понимаем, что многое зависит от нас самих: посади цветочек, не бросай мусор, береги природу!

Присоединяйтесь к нам! Сделаем детско-юношеский центр и наш город Челябинск цветущими и красивыми!

Дарья Валерьевна Сирота,

методист МБУДОД ДЮЦ г. Челябинска

Читайте в городской школьной газете "Чешка" - http://vk.com/gazeta_cheshka

Download
Выпуск № 5(60) июнь-июль 2015
cheshka.pdf
Adobe Acrobat Document 6.5 MB

Мой зелёный двор!

16 июня 2015 года районный актив старшеклассников «Школа Лидер» МБУДОД ДЮЦ г. Челябинска провёл опрос среди жителей Ленинского района на тему «Мой зелёный двор». Нами были опрошены жильцы домов по улицам: Коммунаров, Агалакова и Гагарина. Всего было опрошено 47 человек.

На вопрос: “Довольны ли вы состоянием своего двора?” 39% опрошенных ответили, что они довольны состоянием своего двора, 49% не довольны и 12% не обращают внимание на благоустроенность двора, в котором они проживают.

Большинство людей не довольны тем, что во дворах и на детских площадках распивают алкогольные изделия, тем самым загрязняя природный ландшафт. Также жителей не устраивает благоустроенность детских площадок, огромное количество автомобилей на их территории и как следствие, отсутствие цветников.

На вопрос: “Что могут сделать жители двора для его улучшения и озеленения?”, многие жители отвечали: “Обратиться в ЖЭК”. Желающих же самим покрасить или починить детскую площадку оказалось намного меньше.

В заключение, мы задавали вопрос: «Задумывались ли вы раньше о том, что можете сами изменить состояние вашего двора?» 73% опрошенных отвечали «Нет», при этом большинство были готовы предпринимать какие-либо действия. Поэтому мы считаем проведение подобных опросов очень важным. Они позволяют жильцам не только задуматься о существующих проблемах, но и найти способы решения их. Чтобы наши дворы всегда были цветущими и красивыми!

Автор статьи: воспитанница школы «Лидер» МБУДОД ДЮЦ,

Бакиева Аделина

Download
Городская школьная газета "Чешка", выпуск № 5(60) июнь-июль 2015
cheshka.pdf
Adobe Acrobat Document 6.5 MB